«Женщины реализуют себя в жизни через чувства и взаимоотношения с другими людьми». Джон Грей
Когда я начала обращать внимание на то, какие слова я выбираю для общения, заметила, что слово «зацепило» употребляла довольно часто. То есть, мало что меня много чего касалось, так это все еще и цепляло. Не отпускало. Бывало, после сказанного кем-то я думала об этом два, три дня, не понимая, зачем мне это и почему мои мысли текут именно в этом направлении. Мои собственные дела незаметно отходили на второй план, и когда я вечером садилась анализировать свой день, понимала, что время куда-то ушло, а хотелось сделать намного больше.
Когда я начала обращать внимание на то, какие слова я выбираю для общения, заметила, что слово «зацепило» употребляла довольно часто. То есть, мало что меня много чего касалось, так это все еще и цепляло. Не отпускало. Бывало, после сказанного кем-то я думала об этом два, три дня, не понимая, зачем мне это и почему мои мысли текут именно в этом направлении. Мои собственные дела незаметно отходили на второй план, и когда я вечером садилась анализировать свой день, понимала, что время куда-то ушло, а хотелось сделать намного больше.
Прикосновения являются важнейшей частью нашей жизни. Вербальная коммуникация – те же прикосновения, только словами. Телесный контакт – один из самых красноречивых способов передать свои намерения, так как общение идет на многих уровнях. Ведь что бы ни было у меня в голове, тело себя обмануть не может, это удел мозга – и то лишь тогда, когда он функционирует сам по себе, как программа в компьютере, которую запустили и забыли. А она себе тихонечко работает на заднем плане. И мы видим ее, когда что-то случается, и она на себя обращает все наше внимание. Появляется ощущение «проснулась! А до этого я что, спала?»
Получается, все, что меня касалось, делало это исключительно из моего разрешения – сознательного или подсознательного. Я ведь могу о чем-то думать, значит, могу и не думать, все так просто. Могу испугаться, могу и расслабиться – с помощью постоянных тренировок, но все же. Так в чем дело?
Мое воспитание в обществе шло двойным способом. Где-то меня учили, где-то я училась сама. Во всяком случае, таково было мое понимание. Лишь спустя много лет после полученных знаний я поняла – все делаю сама, другие таким же образом делают что-то свое. Мне показывали, как пальчиками нажимать клавиши – но я садилась и сразу же нажимала их сама. Мне рассказывали, как строить музыкальную фразу – и я ее воспроизводила так, как понимала сама. И когда я действительно верю в то, что она должна звучать именно так, а не иначе – никто не может меня переубедить, ведь это мое творение, и я за него отвечаю. И нет смысла убеждать кого-то в чем-то, так как я не могу заставить другого человека – точно так же, как и никто другой не может заставить меня. Каждый решает сам за себя, непринятое решение по смыслу равно принятому, и делать – значит, отвечать за свои действия.
Но ситуации бывают разные, можете сказать вы. Что, если к вам самым бесцеремонным образом кто-то пристает? Заданиями на работе? Словами в автобусе? Жестами прямо на улице? Любым другим способом в любом другом месте? Требует чего-то, давит, просит, угрожает?
Другие – наше собственное отражение. Если просят у нас они, значит, мы сами ведем себя таким же образом. И раз мы просим – значит, сами в этот момент не хотим отдавать. Ведь когда мы делимся собой, своим временем, своей жизнью осознанно – просить ни о чем не нужно. И если от нас и требуют, то мы решаем, относится это к нам каким-либо образом или нет. Все, что не угрожает нашей жизни, стоит нашего внимания, если нам это интересно и нужно. Из тех небольших прикосновений, которые все же происходят, нам сразу становится понятно, стоит продолжать контакт или нет. Слово, жест, рукопожатие – мелочей не бывает, все считается. И когда мы слышим себя, чувствуем, что все хорошо, и делаем, как считаем нужным, все последующие события происходят сами собой так, как нам это нужно.
Есть и еще один момент. На тренировках Винг Чунь я узнала, что удар передает внутреннее состояние человека. Впрочем, как и любое другое касание, только из-за силы движения состояние при ударе передается сильнее. Именно поэтому инструктора очень осторожно работают с новичками – неподготовленный человек может очень сильно отреагировать на удар из-за собственных убеждений, даже если подача от наставника нейтральная. Отрабатывая упражнения, мы учимся передавать то, что нужно в данный момент. В нашем случае – это только упражнение, и ничего более.
Если кажется, что это просто - попробуйте поделать одно и то же упражнение на протяжении полутора часа и проследите за своими ощущениями. Как только появится усталость или ваш мозг отвлечется на другие мысли, сразу начнется соответствующая реакция тела – оно начнет напрягаться, требуя от вас выполнения чего-то другого. Например, заговорить или посмеяться, хотя этого делать не нужно.
Учась действовать осознанно, мы начинаем понимать, когда человек действительно знает, что он делает, или когда его несет, и он сам боится происходящего, так как не понимает, в чем дело.
А несет только в одном случае – когда накрывают эмоции. Это тоже инструмент контакта. Если подумать, большинство эмоций мы испытываем для кого-то. Чтобы нас пожалели, поддержали, приласкали, даже пожурили и помогли подняться и продолжить свое дело. Они для нас настолько дороги, что иногда хочется просто поддаться им, окунуться в них с головой и не думать о том, что будет после.
Иногда все заканчивается хорошо, и человек, который внимателен к себе, извлекает ценные уроки. Если он желает добра и уважает других, скорее всего он даже в эмоциях безобиден… но для других, если они не реагируют. Сам он очень уязвим все время, когда позволяет себе уплыть в эмоциях. И главное – он этого не понимает, пока не осознает, как меняется его поведение, когда его соприкосновение с окружающим миром становится очень эмоциональным.
На первых тренировках мне иногда было очень трудно совладать с собой, когда со мной в пару становился человек обиженный, расстроенный или слишком радостный. Я перенималась его состоянием и уплывала вместе с ним. Бурное веселье казалось забавным, а вот уныние мне не нравилось. И казалось, что совсем ничего не получается.
Оказалось, я остаюсь нейтральна в том случае, когда часть внимания оставляю в себе и слежу за своими ощущениями. Удивительно, но мы обладаем способностью разделять свое внимание и следить за многими вещами одновременно.
С другой стороны – и об этом я тоже думала совсем недавно, – эмоции – это уникальный способ донести именно то, что мы чувствуем. Причем способ столь простой и естественный, сколь и универсальный. Он работает как со словами, так и без слов, при дневном свете и в кромешной темноте. Когда вы слушаете себя, вы слышите и то, что происходит внутри у человека, с которым вы соприкасаетесь. И секретов здесь нет – ни он, ни вы не можете симулировать ощущения, которые появляются внутри. Вы можете контролировать их проявления, но сами ощущения – есть всегда. Именно здесь становится понятно, безразличен ли вам человек, гадок или бесконечно дорог. В независимости от того, сколько вы с ним общались до этого и какой у вас совместный опыт.
И здесь начинается самое интересное. Перед вами стоит выбор – довериться внутренним ощущениям или нет? Правду ли говорят эмоции или это всего лишь проявления страха? Стоит ли продолжить контакт? Ведь все люди такие разные.
Думаю, и в этом случае все намного проще, чем может показаться. Доверяя себе, я точно знаю, что мне нужно и чего мне хочется – всегда и в любой данный момент. Поэтому, и действую соответственно тому, что чувствую. Разница – в том, что сейчас я это делаю все более осознанно.
И прикосновения становятся новой гранью жизни – более полной, более насыщенной, более ценной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий