среда, 25 июля 2012 г.

Разум и тело - одно целое или две составляющих?


О том, что с психикой можно работать через тело, и наоборот, я узнала не так давно. Поначалу я не понимала, в чем суть процесса, голова отказывалась принимать огромное количество новой информации, и эмоции перли через верх.

В какой-то момент я устала бороться сама с собой и доверилась моим инструкторам по Винг Чунь. Начала отслеживать свои ощущения в теле и эмоциональные реакции на них.

Ценность процесса тренировок стала для меня очевидной. Именно в зале каждый из нас, в меру своего уровня владения телом и мыслями, создает более или менее стрессовую ситуацию, из которой постоянно нужно находить выход. «Победитель» – тот, кто справляется со своими реакциями максимально быстро и при этом тратит минимум усилий. Приведу пример.


Я становлюсь в пару с оппонентом, который мне сразу как-то не понравился. Он может этого сразу и не понять, а у меня уже отношение соответствующее – раз он мне не нравится, значит, я лучше. Надо его научить, как правильно. Он-то не знает. Вот, блок неправильно поставил, бьет не туда. Что у меня за оппонент! Начинается раздосадование, желание все бросить, или сказать ему, чтобы он начал делать правильно… и тут я понимаю, что у меня начинает сбиваться дыхание, появилась боль в плечах, лодыжках и пояснице, и тут я получаю кулаком в нос. Несильно, так как обычно новички сильно бить не могут по определению – из-за сильной зажатости,  с которой приходят поначалу в зал. Но моему носу это нравится еще меньше, и тут уже меня прет по полной. Как он посмел! Да еще и парень. Я же девушка. На кого он кулаками машет!

Знакомая ситуация? Если убрать «боевые» аспекты вышеописанного, все действия и реакции вполне реальны вне зала. Помню первые проблески осознания, когда я поняла, что да, действительно, именно таким образом я реагирую на подобные ситуации в жизни. Либо начинаю смеяться, чтобы разрядить обстановку, либо начинаю злиться, обижаться, и т.д. Причем, на кого? На моего партнера, оппонента, соседа, сестру, брата, маму, папу… А все они «не железные», такие же люди, как и я, со своими эмоциями и состояниями, представляете лавину, которая вот-вот обрушится? Умножьте эти реакции в десятки раз, и вы увидите множество семейных драм, некрасивых разборок отношений, ссор с боссами и коллегами и глупых препираний с любимыми людьми.

Конечно, начинать с себя необязательно. Но говорить кому-то, чтобы они начали работать над собой в первую очередь – все равно, что говорить это коту. Коты, кстати, замечательный пример самодостаточности. Они примут вас за авторитет, если вы четко действуете, но в то же время остаетесь чутким и понимающим. Они ведь тоже живые, и тоже чего-то хотят. Просто это не всегда совпадает в тем, чего хочется вам. Вот они и смотрят на вас мудрым (или милым, или удрученным, или обиженным) взглядом, и ждут, пока вы научитесь действовать так, чтобы у них не возникало сомнений в том, какие у вас последующие намерения. Иначе они начнут действовать первыми, и тогда вам останется только разгребаться с последствиями и собственными эмоциями.

Так вот, можно начинать и с того, чтобы анализировать поступки других людей. Для меня это показалось сложнее, так как людей очень много, и с теми, кого я мало знаю, не всегда понятен истинный мотив поведения. Пришлось бы много придумывать, чтобы объяснить их поведение для себя. Другое дело – я сама. Я-то знаю, чего хочу, когда и зачем. Раньше почти никогда не говорила себе правду. Сейчас дело идет на лад, но работы еще и работы. Ведь иногда «лапша» кажется вкуснее, чем невкусная правда. Но с того момента, когда я начала докапываться до истинных мотивов своих действий, чтобы понять, чего мне действительно хочется, и как мне этого достичь, жизнь начала становиться все приятнее и проще. 

Мне перестало хотеться обвинять других, и я начала понимать ценность собственного выбора. Раз я уже здесь – смысл винить в этом других? Ану-ка я посмотрю, что я могу здесь сделать, из того списка, что мне очень хочется.

Кстати, список  о том, чего мне хочется, это отдельная тема. Пока что скажу только, что чем он конкретнее, чем меньше у меня собственной лапши на ушах. Ведь хотеть развить свои социальные навыки – что это за желание? У меня куча вопросов: зачем, почему, для чего, какова конечная цель? И так с каждым пунктом по списку. Если я в состоянии четко ответить себе на все эти вопросы, скорее всего, я очень хорошо разобралась с тем, чего хочу. Скорее всего – потому что, оказывается, бывают еще и навязанные желания, с которыми мы уже так давно живем, что забыли, что они не наши… Но об этом в другой раз.

О честности с собой. Как ни странно, люди это очень чувствуют. Когда я делаю выбор, в котором уверена, вокруг меня никто тоже не сомневается. Мне верят. Как в мою грусть, если мне вдруг становится действительно грустно, так и в мое счастье, достижение, трудность и желание ее преодолеть. Мне не надо никому объяснять – люди сами понимают, и мы движемся дальше без лишних объяснений.
И да, здесь мне начинать проще с себя. Потому что второй этап – как быть с людьми, которые еще сюда не дошли? Которые ставят себе много рамок и утверждают, что такова жизнь, и чтобы быть в адеквате, нужно четко говорить о том, что есть сейчас, и лишь предполагать о том, что могло бы быть раньше или позже. С людьми, которые делят себя на части и утверждают, что одна из низ более важная, чем другая. 

Самое интересное, что в силу обстоятельств, они себя чувствуют вроде бы хорошо – кроме некоторых моментов, которые им пока не под силу исправить, и они ждут более благоприятного момента. Сюда уже включаются комментарии «ну я же не могу это сотворить ниоткуда, нужно подождать».

И здесь у меня много вопросов. Когда можно действовать незамедлительно, а когда действительно есть смысл расслабиться и просто делать свое дело, понимая, что результат придет в свое время? Ведь мои учителя именно так и делают. Тренируют, по десять раз показывают и рассказывают одно и то же, пока я сама не пойму, почему так проще и логичнее (ведь системе несколько сотен лет). Причем они уже давно научились не удручаться, если ученик не понимает, а наоборот, расслабляться, стараться видеть все лучшие стороны, возможности ситуации, и находят в себе силу и желание поддерживать нас, когда нам это так необходимо.

Так вот оно что. Если тебе необходима поддержка – поддерживай других. Необходима помощь – помогай другим. Необходимы  изменения в жизни – меняйся так, чтобы другие могли следовать твоему примеру…

Единственная разница между людьми во всех этих процессах – осознанность. Насколько они понимают, что именно они делают и зачем. Так как меняются все, и некоторые достигают больших высот в этом деле, только не понимают, как они это делают и почему. Здесь и кроется самая большая опасность и одновременно возможность. Опасность – ибо неконтролируемый процесс может развалиться в любой момент, и неожиданность может оказаться просто необъятной. И возможность – так как управление процессом дает варианты действий в любой ситуации и силу воплотить их в жизнь.

Для меня управление своей жизнью – это управление телом и мыслями. И только потом – полноценные отношения с другими. Пока что это единственный способ, который действительно помогает мне идти от хорошего к лучшему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий