четверг, 28 марта 2013 г.

Боль как мотиватор к саморазвитию


Пришло время перевернуть следующую страницу моей жизни.

Игра на пианино специфическая тем, что постоянно происходят однотипные движения, которые повторяются не десятками и даже не сотнями – а десятки тысяч раз, особенно когда пианист играет по несколько часов в день.

Откуда у человека берется неестественный способ двигаться – это пока другой вопрос. Каким-то чудом есть пианисты, которые играют всю жизнь, и ничего им не мешает. Но если спросить, как они это делают, они начинают показывать... технику. Кое-кто может объяснить, как именно они работают, описать свои ощущения и даже выделить основные принципы, и быть примером «как надо». Отдельные специалисты даже могут указать на общую причину дефективности техники их студентов или коллег, и есть люди, у которых я узнала, что мы – одно целое, поэтому голова, душа, психика и тело – это одна система. И теперь о самом интересном: в этой утонченной, сложнейшей, пока далеко не до конца изученной системе нужно найти точные причины дефекта.

И угадайте, кому достается эта задача?

Несколько лет назад местный светила мануальный терапевт мне снял мышечные боли. В этот раз процесс экспериментов над собой занял всего семь месяцев. Боль вернулась, как только старые привычки активировались новой волной многократного повторения – игрой по нескольку часов в день.

Я перепробовала все, что успела выучить и осознать до теперь. Сейчас я думаю, что наивно надеяться, что новые способы играть могут мне помочь. Иллюзию убрало потрясающее открытие. Я думала, что начала себя строить сызнова, пока не возобновила активную игру – конечно, темы способами, которыые я выучила намного раньше. Оказывается, я просто начала по-другому себя строить на давних привычкаах, которые... неправильные с точки зрения естественности.

Представьте себе, что вы начали строить себе шикарный дом в любимом уголке земного шара и планируете основаться там и жить до конца своей жизни. Часть дома уже закончена и вы начинаете в нем жить, продолжая строить начатое. Вы даже сдаете в оренду близким вам людям новосозданные комнаты, так как уже можете делиться тем, что есть.

В какой-то момент начинаются проблемы с фундаментом. Вы находите специалистов, которые чинят ваш фундамент, ситуация стабилизируется, мир прекрасен. И вдруг в один прекрасный день вы узнаете, что почва под вашим домом дефективная, и в какой-то момент все может рушиться, если не принять немедленные и правильные меры. Вы присматриваетесь и видите то, чего раньше не видели – что дом стоит не прямо, как следует, а под углом, кое-где есть трещины и смещения... Ваши специалисты, может, и говорили вам проследить, есть ли еще вопросы, кроме фундамента, но почему-то вы на их слова не обратили внимания... и сейчас вопрос стал чуть ли не глобальным!! Кто бы мог подумать, что копать нужно еще глубже.

Врачи со знанием дела и участливым взглядом смотрят отдельно на руку или на ногу, иногда на спину. Интересно, догадываются ли они, что я уже знаю, что это не подходит? Сегодня на более длительном приеме специалист отправила на анализы и сразу – внимание! – прописала обезбаливающие и анти-воспалительные препараты. И добавила, что через месяц мне нужно посетить "физиотерапевта" (что-то вроде мануальщика), так как быстрее невозможно. А пока поесть таблетки, можно начинать уже с вечера. Этого стоило ожидать, но я решила проверить и убедиться.

Побывав в прошлый четверг на приеме у остеопата, я увидела, что за н-ное количество сеансов она скорее всего сможет поправить ситуацию – причем без медикаментов. Остеопатия отличается целостным подходом к телу – когда болит в одном месте, остеопат смотрит на весь организм. Но тело все равно рассмативается отдельно. От остальной меня.

Поэтому неудивительно, что причину мне и здесь не указали, кроме как «хронически перенапряженные мышцы». Что само по себе есть следствие. Люди не рождаются с хроническим напрягом, он всегда приобретенный. И «хронический»  означает опять таки привычки неправильно двигаться, когда отдельные места начинают напрягаться больше, чем нужно.... со временем начинает появляться боль. Поэтому подход остеопата поможет на время, но оставит мне все старые заученные привычки. На вопрос – что мне лучше делать, ответила, держи спину ровно.

Я над этим работаю уже третий год, и слышать это еще раз, без дополнительных деталей или объяснений, как и почему, сейчас звучит как насмешка. Откуда я знаю, держу я спину ровно или нет? И как это – ровно? На какие ощущения мне ориентироваться?

Кстати, эмоциональное состояние – вторая сторона этой же монеты. Как часто мы не анализируем настоящие причины наших эмоций, а привязываем их к конкретному событию или человеку? Когда такой подход становится привычным, можно легко "сорваться", как только появляется подходящая нашему привычному бытию ассоциация. Но тот факт, что любые эксцессы говорят о дисбалансе в системе в целом, то есть, причина излишних эмоций может быть как нашем способе мышления, так и в нашем "физическом" теле – почему-то этот факт сейчас кажется чем-то из разряда фантастики. Я уже не говорю о том, чтобы предпринимать какие-то действия или хотя бы понимать, в каком направлении работать, чтобы справиться со своими "слабостями" в корне, а не на каком-то из уровней. Все эти слова я намеренно пишу в кавычках, так как они настолько неточны, насколько и наше восприятие самих себя в подавляющем большинстве случаев...

В этой, казалось бы, безысходной ситуации есть и хорошая новость. Боль – потрясающий мотиватор. Благодаря ей игнорировать настоящую причину во второй раз не хочу. Правда, есть одно «но». Я не помню, как это – двигаться расслабленно и естественно за инструментом. Это означает, что я не знаю, где и как именно я двигаюсь неправильно в общем – каждый день, делая ежедневные вещи и процедуры. Я не знаю, каким ощущениям доверять, чтобы выстроить цепочку нового осознания всей себя. И так же на данный момент я не знаю, какие из предпринимаемых мною действий в долгосрочной перспективе будут здоровыми и заменят старые неправильные способы, в частности, мою манеру игры.

Значит, пришло время узнать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий