вторник, 22 февраля 2011 г.

Ценность голоса

Кто из нас сомневается в своей способности говорить? Мы можем обдумывать, что сказать и когда, но о самой возможности воспроизводить гортанные звуки – разве мы, говорящие люди, когда-нибудь задумываемся об этом?

Лишь некоторым нашим товарищам выпадает участь общаться исключительно с помощью рук, мимики и подручных средств. Возможно, находясь рядом с ними, мы на какой-то момент и ловим себя на мысли о том, как же они так живут… но сразу же возвращаемся в свою жизнь. Ведь мы, существа, которые родились с первым криком и успешно сохранили способность выдавать звуки, потом всю жизнь (обычно) можем разговаривать, петь, кричать, смеяться, плакать вслух… Чего только мы не выбираем делать громко и во всеуслышание! Или же наоборот – громко, и только для самих себя. Но обязательно так, чтобы было слышно. Ибо говорить беззвучно и с самим собой – это уже другая черта реальности…

И вдруг, представьте себе, ваш голос пропал. Как в сказке – забрала злая колдунья, к которой вам не было никакого дела, и которую вы никогда до этого даже во сне не видели. Прочувствуйте, как глубоко в вашу жизнь проник ваш собственный голос – и как вам его может не хватать в те минуты, когда очень нужно, а его нет в вашем распоряжении!

Когда может с другого конца земли позвонить мама, папа или маленькая сестренка, которая соскучилась за вами – а вы вынуждены положить трубку и отписываться смс о том, что поговорите позже. Даже не зная, насколько позже. Они, конечно, помогут советом – но еще и время нужно, чтобы прийти в себя. С другого конца – потому что вы не можете сесть на первую попавшуюся маршрутку и приехать к ним, живущим в маленьком городке, а то и вовсе пешком пройтись к их дому и хотя бы молча посидеть с ними, прикалываясь со своего смешного, хриплого, необычного и еле слышного голоса. Хотя живете в одной стране. Я иногда вспоминаю, что за 10 часов успевала добраться двумя перелетами из своего города до общежития в Болгарии. Сейчас я порой чувствую себя еще дальше, чем была тогда. Правда, именно там я впервые начала понимать настоящую ценность их голосов…

А еще вам может позвонить любимый человек, тоже откуда-то издалека, который очень, очень любит низкий тембр вашего голоса и узнает его среди тысячи других голосов – и вы ему в ответ тоже хрипите что-то неразборчивое, опять кладете трубку и строчите очередную смс о том, что пообщаться получится как-нибудь потом… Он, конечно, поймет, ведь это не страшно, пройдет. И при возможности он даже не поедет, а полетит к вам с пакетом молока и какими-нибудь чудодейственными пилюлями для горла, как только освободится с работы… или пошлет от своего имени курьера в сапогах-скороходах. Но все-таки!..

Вариант получше – вы новоиспеченная прима-дива, и вам через два дня предстоит петь для высокоуважаемой аудитории. Тут уже не до страхов и мандражек, и даже не до слез. В ход идет все, от «колдрексов» до соды, от водки до пахнущей страшным запахом мази под названием «Богатырь», которая греет горло и помогает ему быстрее прийти в порядок. А еще мне уже начал нравиться травяной чай с плавающими сверху разводами смальца… И теплая повязка на горле уже чувствуется как часть меня. Жизнь прекрасна, когда ничего не болит и не мешает, а вот когда приспичит – у красоты появляются новые грани. Вкусовые и визуальные в том числе. В общем, жизнь играет невиданными доселе красками :)

А еще есть работа. Работа, для которой ваш голос – незаменимый инструмент для управления проектами и других неисчислимых заданий. Вы думали, в наше время все делается через интернет? Как бы не так. Ценность обыкновенного человеческого голоса никто не отменял – особенно если принять во внимание, что он является уникальным ресурсом, присущим только вам и больше никому другому, ведь только вы можете говорить своим голосом и добиваться своих целей. Это действительно одна из тех немногих вещей, которая принадлежит вам, и которой можно и нужно пользоваться на эксклюзивных правах.

Интересно, каким бы был сегодняшний день, если бы я это поняла хотя бы неделю назад, до того, когда пришлось разгребаться с неожиданными последствиями?

А так я осознала это все буквально сегодня – когда, повалявшись дома два дня с температурой, уже было обрадовалась, что лечение дает эффект, я чувствую себя уже лучше. И тут на тебе. И, как обычно в таких случаях, у меня весь день разрывается телефон – даже из-за границы позвонили, и я успела сказать ровно столько, чтобы на том конце поняли, что я на связи, но – пока что лишь в электронно-письменном виде. А если бы это был самый важный разговор моей жизни? Мне пришлось бы в лучшем случае вести э-мейл-переговоры, ну а про самый нехороший случай я промолчу.

А выздоравливаю я еще с пятницы. Ни с того ни с сего прихватило горло, и после небольшого дискомфорта вечером на утро проснулась уже со спецэффектами похлеще. Ну вот тебе и возможность провести выходные дома и с пользой для себя, подумала я. Ведь любая болезнь – это признак того, что мы что-то делали не так, и организм дает нам сигнал – нужна коррекция направления движения! Если принять во внимание, что, как оказалось, у меня еще и страх живет в горле, все это могу назвать не иначе как воспалением страхов :)

И вот я сижу, занимаясь своими делами, а на заднем фоне сознания идет кропотливая работа: чего же такого я хотела сказать и промолчала? Или что мне нужно было выговорить, а я решила отложить на потом? Может, кто-то ждет моего ответа, а я живу беспечно и думаю про разговоры на потом, с уверенностью бессмертной богини, для которой завтра так же близко, как и тысячи лет спустя?

С другой стороны, я легко могу разбираться со всеми своими вопросами с помощью последних творений технологии – одни лишь смс-ки помогают держать всех нужных мне людей в курсе событий, передавая им необходимую информацию, как только понадобится. Э-мейл – штука уже незаменимая, если столько говорить, сколько мы пишем, действительно можно основательно посадить голосовые связки – зачем, если можно их поберечь? Есть же еще и скайп, вообще бесценная вещь, особенно для переписки! Ну и если принять во внимание, сколько всего лишнего говорится без особой надобности, то молчание начинает казаться настоящим золотом….

Стоп. А вот это уже идет самооправдание. Мудрое использование ресурсов – это не только применение самых подходящих из них в нужный момент, но и наличие таковых в хорошей рабочей форме – для случая, если понадобится. Получается, я своим неумением сама же подставила себе «подножку». Вот она, дорога вечной ученицы – подниматься, упала – подниматься, и дальше по этой же схеме. Ведь секрет настоящей силы – не в том, чтобы удержаться от падений, это невозможно для таких созданий, как мы… а в том, чтобы подняться, и как можно быстрее и без потерь.

Только вот падать я пока что все еще учусь. Но все обязательно получится.

На самом деле не важно, что именно я хотела сказать… Важно то, что я таки успела. С этим и едем дальше. И зато теперь я наверняка знаю, чем чревато затыкание рта самой себе. Я не о том, что нужно потакать излишней экспрессии и несдержанности, а о тех моментах, когда действительно нужно высказать свое мнение, не побояться, не засомневаться, даже просто произнести пару слов…

Стресс – это зажатие в организме. Что бы мы ни говорили, мы сами контролируем собственное тело – или пускаем его на автопилот… и когда оно вдруг обнаруживает очаг напряга, что оно делает? Правильно. Пытается избавиться от того, что нам и так мешает. Вы же его сдавили, отреагировав на стрессовый фактор? Значит, нужно додавить окончательно, чтобы ненужное само отвалилось. Приблизительно так. Если же вы все-таки обнаружили сбой в системе управления – нужно немедленно выпрямлять курс и двигаться в нужном направлении. Ведь тело по-прежнему будет вас слушаться. Правда, этому тоже нужно учиться, как и всему остальному. Будем сильнее.

Но – нельзя откладывать на потом. Об этом я себе напоминаю одной замечательной историей о том, как Ахиллес никогда не перегонит черепаху, которая стартовала всего на секунду раньше его. Даже если он сделает целый шаг, за это время черепаха все равно продвинется на мили-шаг. И так до бесконечности. Нужно двигаться постоянно, во что бы то ни стало, и только вперед. Спасибо Панде за науку :)

Впредь - берегу свой голос и пользуюсь им разумно... И остаюсь здоровой, чего и вам желаю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий