воскресенье, 5 июня 2011 г.

Хакисак

Вчера был знаменательный день. Хакисак, он же сокс (от англ. «socks», носки) – вернулся в мою жизнь!




Этот мячик помещается в ладонь, наполнен мелкими шариками, и компания становится в круг, чтобы перекидывать его друг другу ногами и любыми другими частями тела, кроме рук. Сокс мягкий и почти не пружинит, так как постоянно принимает форму того, на что падает, поэтому его можно ловить чем угодно, если хорошо балансировать, а потом давать ему скатиться вниз по телу и поддать ногой. Суть игры – чтобы мяч постоянно летел вперед и вверх, оставаясь в воздухе и возвращаясь в круг.

Мячик этот появился давно – еще в Древнем Китае охранники, чтобы не уснуть, играли маленькими мешочками, наполненными камушками или косточками от фруктов, ведь для игры достаточно и двух человек, а спать с ней не получится. Индейцы шили саки (“sack” - мешок) из кожи убитых ими зверей и наполняли… детскими зубами. Откуда такая традиция – неизвестно, но видимо, по текстуре косточки подходили весьма неплохо.

В Штатах история «мешочка для ног» – footbag – началась в начале 1970-х. Человек по имени Майк Маршалл, путешествуя по Азии, увидел, как местные жители играют таким мешочком. Вернувшись домой, в 1972 Маршалл как-то повстречался с Джоном Сталбергером-младшим, бывшим футболистом. Джон незадолго до этого получил травму колена и как раз искал подходящие упражнения, чтобы быстрее реабилитироваться. Мешочек для ног оказался как нельзя кстати! Первой версией у них стал обыкновенный носок, которого они наполнили сухой кукурузой и крепко завязали. Майк и Джон начали экспериментировать с разными вариантами мешочка, и в итоге появились те виды, которыми мы можем играть сейчас – кожаные, по типу футбольного, и вязанные («бабушкины носки» ))), наполненные разными мелкими штуками. Само название hackysack тоже придумал Сталбергер – собираясь играть, он говорил, что идет «хорошенько попинать мешок» - «hack the sack».

О соксе я узнала в 15 лет. В нашем городе была группа молодых людей, которые вечерами собрались за Дворцом культуры и часами перебрасывались этим мячиком, грациозно задирая вверх ноги и показывая разные трюки. Поскольку город очень маленький, эти ребята выделялись на фоне всех остальных жителей, так как больше в эту игру никто не играл. Кроме того, они одевались в широкие штаны и носили скейтерские кроссовки.

Я стеснялась, потом все-таки попросилась присоединиться и поняла, что не так все просто, как кажется со стороны! Мало того, что по мелкому мячику нужно попасть, его еще и правильно отбить надо, чтобы летел обратно в круг. Но что мне понравилось больше всего – это атмосфера полного спокойствия, с которым мальчики почти молча ловили мячик плечами, грудью, головой, коленями и передавали его дальше. Создавалось впечатление, что в эти моменты в их жизни не существует больше ничего, кроме сокса, которого нужно поймать и снова ударить, и так до бесконечности.

Прилетев в Штаты, я первым делом присоединилась к такому же кругу мальчиков в местной школе. Между уроками был один получасовый перерыв, и все собирались в закрытом дворике школы, т.к. выходить из школы до окончания занятий было запрещено. Большинство ребят просто сидели и отдыхали, а мне все хотелось играть. 

Поначалу было неловко, я то и дело роняла мяч, а парни смотрели на меня непонятными взглядами – мол, пришла тут, но не прогоняли )) После нескольких попыток научиться в кругу я поняла, что без самостоятельных занятий не обойтись. Сгоняла на велике в ближайший спортивный магазин и купила свой первый хакисак.

Не помню, сколько дней я посвятила набиванию мячика на заднем дворе нашего дома. Помню, что мне не хотелось делать больше ничего другого – сокс увлек настолько, что мне не терпелось вернуться в школу и поиграть еще. Вскоре у меня даже появились завистники среди мальчиков в кругу, которые думали, что я играю лучше них, и защитники, которые меня защищали от их выпадов )) А я просто хотела играть и играть.

Так сложилось, что кроме игры нам не особо удавалось пообщаться. Правда, ближе к моему отъезду мы все же начали знакомиться, и у меня где-то есть фотографии со смешными рожицами «на прощание». Я их так и запомнила – мальчики, с которыми я играла в хакисак.

За время моего отсутствия мои подружки успели влиться в компанию местных скейтеров, и, вернувшись, я стала вместе со всеми играть в сокс вечерами. Но чего-то не хватало. Я то и дело отвлекалась, и мне все казалось, что они играют скучно и невовлеченно – и без привычных финтов моих американских коллег мне было не у кого учиться.

Потом сокс возродился в Болгарии. Начало учебного года ознаменовался ежегодным пикником для всех студентов за счет университета, и все с удовольствием собрались на бесплатную еду )) Я сразу увидела кружок с хакисаком, обрадовалась и уже через несколько минут перебрасывалась мячиком вместе с ними. Мальчики были старше меня и с умным видом следили за соксом. Только спустя время мне кто-то из них признался, что они были очень удивлены моей смелостью и тем, что я умела играть не хуже их. А я по-прежнему получала удовольствие просто от самой игры, и мне этого было достаточно.

И вот, уже здесь, в Киеве, однажды прозвучали фразы о том, что нужно находить время для нас вместе, иначе неизвестно, что будет потом… И вчера мы решили собраться – впервые сами за все время, которое мы уже знаем друг друга в Академии, просто так, без задания, которое нужно выполнить.

Общие интересы есть - ведь мы уже и так встречаемся. Значит, нужно просто найти направления, по которым нам можно вместе идти дальше.

Да, здорово, когда эти интересы появляются будто сами собой – ты и не замечаешь, как вливаешься в коллектив или как вокруг тебя собираются люди, которым вдруг тоже очень интересно именно то, чем ты занимаешься. Но обычно об этом никто не думает – просто делает свое, и все течет своим чередом – весело, расслабленно, с теплом и задором.

Как только начинаются думание – появляется новый подход к распределению своего времени. Зачем мы собираемся? Что будем делать? Что из этого получится?

Как раз тут у меня и появился вопрос… почему мы сейчас думаем в первую очередь о том, что получим в результате совместной встречи? Или это только я об этом подумала? Но судя по лицам и реакциям – просто собраться пока что звучит немного странно, начинаются просьбы объяснить, уточнить, озвучить конкретные предложения – куда, зачем, и на сколько времени…

Говорят, когда есть желание - всегда находятся варианты и возможности. Когда ты честен с собой - внутри покой, так как ты знаешь, чего не хочешь, а где с удовольствием будешь искать опции.

Так сложилось, что за свои двадцать три года я успела пообщаться с людьми из нескольких континентов, в разных жизненных ситуациях, и очень редко случалось так, что нам было не о чем поговорить. Более того, после даже небольшого разговора мы часто расставались с желанием встретиться еще – обменивались контактами, или это просто было видно по теплым улыбкам, так как мы понимали, что вряд ли увидимся еще. Когда знакомишься мимолетно – обычно не думаешь о том, что будет дальше. Ты просто живешь. И каждый человек, который находится рядом с тобой – самый важный в твоей жизни в те моменты встречи. Если подумать, что ничего не происходит просто так - важным становится все. Особенно возможности, которые только предоставляются - ведь от нас зависит, как мы их реализуем.

Зато когда знакомство продолжается, и появляется намеки на будущее – даже просто новая встреча на следующий день – истинные намерения рано или поздно дают о себе знать. И оказывается, что всем что-то от кого-то нужно. Люди не могут просто быть рядом. Они полны ожидания, вопросов и требований. Просто прийти к кому-то – значит, для этого должно быть много веских причин, и все они должны реализоваться с самым глубоким подходом, на который ты только способен. Я не говорю о тех встречах, на которые люди приходят погреть уши. Я говорю о тех моментах, когда тебе сами люди интересны как личности, и находится возможность узнать о них больше и представить себя.

Правда, знакомиться ближе можно тоже по-разному. Некоторые боятся глубины и остаются на поверхностных темах. Некоторые, наоборот, боятся чего-то не узнать – и начинают самозабвенно копаться в новом человеке, забывая, что чем глубже копаешь, тем больнее в итоге может быть, с непривычки, а еще от ожиданий и желания выкопать все и побыстрее. Тот, в ком копаются, тоже не всегда к этому бывает готов. Вообще, нужно быть очень смелым и уверенным в себе, чтобы не бояться ранить другого человека. Ведь как ни крути - в диалоге всегда участвуют двое, и все имеет значение. Правда, думаю, человека, у которого лопата, это обычно мало интересует. Ему хочется копать. 

И тогда начинается бой на ближней дистанции – пока видишь удары, можешь предугадать, куда они наносятся. Чем ближе, тем хуже их видно, и в итоге получаются атаки неожиданные и болезненные просто из-за того, что расстояние столь маленькое, что удар достанет по-любому. И самое интересное – контратака зачастую такая же неожиданная, поэтому, приближаясь впритык, неопытный боец сам становится уязвимым.

А цепляет только в одном случае – когда есть ожидания, и нет наработанного рефлекса расслабляться и пропускать через себя все, не оставляя никаких остатков. Когда у самого внутри есть какие-то блоки, о них обязательно что-то задержится. Интересно, сам боец об этом знает?


С другой стороны, тот, кто оказывается в позиции атакуемого, тоже должен помнить - он сам выбирает себя вести именно так. Ведь в любой защите может быть одновременно и атака - и обычно, когда сохраняется ровное дыхание, так и есть. Боль приходит и уходит, а равновесие должно остаться непоколебимым...

Но это все о близком, глубоком знакомстве. Чтобы просто узнать больше, необязательно вооружаться лопатой и копать днями напролет. Можно просто время от времени быть вместе. В итоге будут те, кому это интересно, и у кого есть дела более важные, ведь все сводится к тем урокам и выводам, которые мы получим. А для того, чтобы понять, нужно и ценно ли время вместе – думаю, одного-двух раз мало. Во всяком случае, для тех, кто пока еще наводит порядки в самом себе.

Поэтому начинать лучше всего просто. Например, поиграть в сокс =)

А дальше – время покажет. Ведь есть то, что есть, не меньше, но и не больше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий