суббота, 28 мая 2011 г.

Под контролем

«Когда вы позволяете своему разуму сфокусироваться лишь на одном предмете, разум смолкает. Если удерживать разум на том, что происходит прямо сейчас, он успокаивается». Чак Норрис, «Тайная сила внутри нас»

Прослушав несколько демо-записей, которые я сделала в прошлое воскресенье сразу после 7-часового семинара по первой форме Традиционного Винг Чунь Кунг Фу, я удивилась спокойствию и целенаправленности, которая звучит во всех новых песнях. Обычно я очень эмоциональна, и для того, чтобы сыграть произведения ровно и в нужном темпе, мне приходилось работать очень долго и усердно – по нескольку часов в день на протяжении месяцев. И сколько себя помню, все время шла работа над согласованием внутренних «волн» и оттачиванием всех нюансов музыки с тем, чтобы в ответственный момент я владела собой полностью и не споткнулась о собственные неуместные переживания во время концерта.

Все эти годы все было хорошо, кроме моментов, когда я все-таки срывалась. У музыкантов это называется «заклинило» или «вырубило», и такое бывает у всех. Тем не менее, оправданий таким ЧП нет – выходя на сцену, у меня единственное задание – сыграть как в последний раз. А я хочу, чтобы мой последний раз был таким, с которым не стыдно умереть.
Так вот, выучила я аж два новых произведения за утро и принялась записывать. Мелкие помарки, конечно, повылазили, ведь произведения еще «сырые» – их теперь нужно дорабатывать, доводить до совершенства. Но ошибки случились не столько из-за новизны, сколько из-за… капли неуверенности, которая пока еще была. Как только включился микрофон, я сразу почувствовала, как у меня приподнялись плечи, и я поняла, что на мгновение перестала дышать. Неужели все тот же страх плохо выглядеть? Ведь я записываю для себя. Конечно, если нужно, дам послушать и другим – и что же, я боюсь вот этого будущего, которое неизвестно еще, произойдет ли.

И я играла с начала до конца, вновь и вновь, чтобы пройти сквозь все, чего пугаюсь, и оставить все лишние напряги там, где я о них не знаю и не помню.
Дыхание помогает приходить в себя как ничто другое. Музыка исполняется динамичности, я перестаю думать и просто играю, и время останавливается.

Несколько часов проходят ярко и насыщенно. У меня в ушах звучат виолончели и барабаны. А еще я слышу тишину в паузах. Это когда публика знает, что еще не пора аплодировать, а я на секунды замираю, чтобы послушать, как слушают меня они. Мы друг друга слушаем. И слышим одно и то же – ощущение продолжения материализуется и наполняет воздух… и потом звуки заливают зал вновь и вновь.

Я осознаю себя в каждый момент игры – и одновременно не думаю о том, куда поставить палец или какой аккорд следует за предыдущем. Это при том, что музыка только-только выучена, механическая память только начинает работать. А технических моментов хватает, не говорю уже о динамических оттенках. Ритм стучит у меня в руках, в плечах, в шее, отражается эхом по всему телу. Я просто лечу по клавишам, не задумываясь ни о чем, я только здесь, и меня нет нигде в другом месте.

Контроль – это отсутствие мыслей, чистое действие. На думание нет ни времени, ни желания, ни надобности. Это чистая работа, когда вся энергия идет на ее выполнение, без затрат ресурсов на лишние движения. Именно в такие моменты сознание становится чистым и ясным, как небо в жаркий майский день, и появляется уверенность в том, что отрастить себе крылья – вполне реально, чтобы добраться туда, где все еще чище и яснее. И самое интересное – все вокруг перестает существовать для меня. Есть только я и то, что я делаю. Даже инструмент – продолжение меня, мы вместе, мы единый организм, мы даем друг другу запросы и отвечаем на них в одном ритме. Дыхание у нас тоже одно на двоих – я дышу, струны резонируют в ответ, и я опять вдыхаю после каждой новой звуковой волны.

Этому можно научиться. Этому я учусь всегда, когда полностью отдаюсь тому, чем занимаюсь. Это и есть дзен - полностью быть в том, что делаешь.

Правда, это тоже всего лишь один из этапов самосовершенствования. Уметь отдаваться целиком в нужный момент – это одно маленькое звено цепочки событий жизни. И от того, какие эти звенья и из чего они сделаны, зависит и вся моя жизнь. И простой пример целостности – обычные цепочки из серебра или золота. В них – повторения, повторения собственных звеньев, и вся суть в том, чтобы они были созданы одинаково. В этом – постоянность. Чтобы каждое звено было как предыдущее и следующее, как первое и последнее. Это возможно тогда, когда каждое из них сделано по максимуму. На пределе или за пределами, если их нет.

А я думаю, что их действительно нет.
Продолжение следует =)

2 комментария: