воскресенье, 20 марта 2011 г.

О своем Я

Тот, кто на букву "Я", живет дольше - пока еще до него дойдет. (с) Жванецкий

В эту субботу «Куутамо» и каверы Металлики в исполнении Апокалиптики пошли на ура. Столько часов, сколько я провела вчера с пианино, наверное, не случалось с тех времен, когда я еще училась в музыкальном училище. Ни много, ни мало – почти десяток лет назад!..

Тогда я уже дошла до целых клавирных сюит Баха, этюды Шопена потихонечку играла для разминки, а его ноктюрны – на концертах так, что не было ни одной лишней или впустую сыгранной ноты… Меня ставили в конец экзаменационных выступлений, а я не понимала, почему, хотя мне было все равно, когда играть. Узнала только спустя некоторое время – меня хотели слышать напоследок. Завершающим штрихом.

Я училась в школе и одновременно числилась на дневном стационаре в музучилище. Не спрашивайте, как так получилось, но я ходила на школьные занятия в течение недели, по субботам их пропускала для поездок на пары, а все свободное время посвящала домашним заданиям и там, и там. Помню изменение, которое произошло со мной как раз тогда, в десятом классе-на первом курсе. Страх перед сценой куда-то ушел, и я все время стремилась выступать с тем, что была готова показать публике – все при том, что до этого сколько себя помню, играть кому-то боялась. Пришел звездный миг – я перестала, и меня слушали замерев и с открытыми ртами. Прогнозы включали как минимум консерваторию во Львове, а я любовалась бесконечными комбинациями нот и мечтала…

Само собой, игре посвящалось очень много времени… но его-то как раз в таком раскладе дел хватало на все. На осуществление личных амбиций в том числе. В сентябре, узнав о ежегодном конкурсе грантов для обучения в США, я думала недолго. В школу я пошла в шесть лет, когда моим сверстникам было уже по семь или почти. Поэтому ввиду ограничения по возрасту в 9-ом классе я участвовать не могла, была слишком маленькой. А одинадцатиклассникам уже нельзя было подаваться в программу. У меня был единственный шанс.

Помню, как весело проходили туры – первый с массовым написанием маленького задания по грамматике, второй стал моим первым вариантом TOEFL (тестом на знание английского как иностранного языка, международная сертификация – тогда я тоже еще об этом не знала, только для себя отметила, что голова становится квадратной после нескольких часов самозабвенной работы на языке, который-то и сама только изучаю). В третьем проявились мои организаторские способности… а еще был Хайнлайн, о «Чужаке в чужом краю» которого я тогда рассказывала как о самой любимой книге… и по итогам всех туров и тет-а-тет собеседования после, меня взяли в программу по культурному обмену среди школьников. Я прыгала до потолка на своей кровати с письмом подтверждения в руках и думала, что это самый счастливый момент моей жизни! В Штатах предстояло жить в приемной семье и учиться в местной школе – целых девять месяцев! Такая возможность!

Академотпуск в школе и училище предоставили без вопросов, преподаватель по классу пианино надавала мне кучу нот на год, и я, бесстрашная и открытая всему новому, улетела навстречу приключениям.

Думаю, не стоит даже удивляться, что я практически сразу нашла там для себя учительницу Катю – казашку, которая помимо уроков, которые давала мне совершенно бесплатно, возила меня в русские магазины, водила на концерты и на мастер-классы в местной музыкальной Академии. А я ей дарила самодельные подарки и старалась научиться всему, чем она со мной делилась на уроках и не только… Правда, как-то так сложилось, что все произведения, которые она мне давала, с трудом ложились под пальцы и практически не укладывались в голову… не знаю, из-за чего – может быть, смена обстановки вызвала лишний напряг, но игралось мне довольно трудно, и я уже начала задаваться вопросами, а где же та легкость, с которой я так спокойно выступала всего несколько месяцев назад в родном училище?

Но времени много думать не было – месяцы программы пролетели невероятно быстро, и я вернулась домой… совершенно другим человеком. Это было видно и по моей манере игры. Вернее, по ее практически полному отсутствию. Мне стало трудно концентрироваться на музыке, в голову постоянно лезли какие-то посторонние мысли. Играть произведения, требуемые программой обучения, стало страданием. Я впервые покрасила волосы в черный цвет, начала носить юбки на брюки, слушать металл и сочинять песни с текстами-вызовом обществу и замысловатыми мелодиями. Сразу же нашлась подружка, готовая под мой аккомпанемент эти песни петь. Тогда и открыла для себя музыку, которую вполне реально было воспроизводить на роялях – начиная от Металлики и заканчивая уже тогда культовой Апокалиптикой, в ней играли 4 виолончелиста-выпускника Финской Национальной музыкальной академии. В общем, как бы там ни было – я продолжала играть, и именно то, что хотелось и нравилось мне.

А причины перемен были просты до слез. Я всего лишь в один миг другими глазами увидела все, что происходит вокруг, и отчетливо помню новое для меня навязчивое желание – бежать, бежать далеко… от чего, я и сама еще толком не понимала.
Год прошел под знаком «вся небесная твердь на раменах Атланта». Ибо я все-таки решила поступать в универ – начала думать, что с музыкой уже ничего не сложится, учителя на меня смотрели обалдевшими глазами и спрашивали, все ли у меня в порядке, а я по утрам начала бегать на курсы подготовки для поступления…

Возможность появилась как всегда, когда очень хочется, но даже не думается, что так бывает. Длинная история вкратце – весной я поступила в университет в Болгарии и забрала документы из училища. Мне на прощание опять подарили кипу нот с пожеланиями самореализации, а я, опять счастливая, улетела в этот раз в новый неизведанный уголок мира.

История в общих чертах повторилась. Через год мне начало чего-то сильно не хватать. И я вспомнила о старом друге… откопала все ноты, напечатала новых и начала готовиться к своему первому концерту студенткой университета. Учительница тоже нашлась, в этот раз болгарка, с которой мы общались на смеси русского, болгарского, английского и жестикулярного языков. Но прекрасно понимали друг друга.

На третьем курсе мне в универе купили рояль… еще одна история, которую я когда-то расскажу. Я уехала, а рояль остался.

А теперь, уже в Киеве, у меня тоже появилось свое маленькое пианино, и сегодня я ему посвятила практически целый день… незабываемый и полный ярких ощущений день.

Но мой блог-то о личностном росте с Винг Чунь. Где здесь кунг фу, можете спросить вы? Так сложилось, что к зову моей души под названием «игра на фортепиано» оно теперь имеет самое непосредственное отношение…

Дело в том, что я все время чего-то боялась и поэтому время от времени оставляла то, что мне так нравится. Только вот какие-то необычные стечения обстоятельств – так я думала – и непонятное «чего-то поиграть опять захотелось» постоянно возвращают меня вновь и вновь к…. игре. Уже будучи студенткой Академии Винг Чунь, я опять начала играть (благодаря людям, которые узнали о моей страсти, и помогли сделать так, чтобы у меня не было возможности не сыграть концерт, который я пообещала ))) И теперь Винг Чунь – та самая составляющая моей жизни, с помощью которой я «договариваюсь» с собственными страхами, и они начинают становиться верными соратниками в достижении моих целей. Мы же помним, что нами движет по Фрейду? ;) И верь-не-верь, но концерт в ноябре 2010 я сыграла невзирая ни на что.

И вот я двигаюсь дальше. Что будет и как – неизвестно никому. Но господин Жванецкий сказал фразу намного глубже, чем это может показаться на первый взгляд. «Я» - это наверняка не амбициозное эго, которое то и дело норовит сбить нас с пути в потакание своим капризам. И не совокупность навязанных обществом мыслей и стереотипов. Наше «я» - это проявление самого настоящего, сокровенного, которое есть в каждом из нас и постоянно рвется наружу, именно рвется, чтобы воплотиться в каком-то животрепещущем создании Мастера. Ведь каждый из нас – Мастер. И все, что нам нужно – увидеть его в себе, довериться и… творить. Тогда дело останется лишь за временем. А у настоящего «я» его всегда ровно столько, сколько нужно.

4 комментария:

  1. Здорово Таня!! спасибо тебе.

    ОтветитьУдалить
  2. Тебе спасибо, Валюш! Здорово, когда есть такие люди, как ты ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Всё-таки так интересно наблюдать, как меняются и развиваются люди с ходом времени! Жизнь- удивительная штука! Главное идти вперёд, не противиться переменам и всегда работать над собой :) :* *public displays of affection*

    ОтветитьУдалить
  4. + видеть возможности и самим инициировать перемены к лучшему! Жду еще песен, my darling :) :*
    PS - yey to the pda )))

    ОтветитьУдалить